Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль | ||
![]() | ![]() | ![]() |
Патриотизм и русские святые | ||
Православный календарьФотогалерея | ПАТРИОТИЗМ И РУССКИЕ СВЯТЫЕ
Эти строки вдохновил меня написать мой муж. А его обратиться к этой теме «вдохновило» послание Инкерманского монастыря (Крым, Севастополь), опубликованное 02.03.2014 на сайте sevastopol.ru. Ниже привожу все послание целиком (честно говоря, оно настолько туманное, что читать его можно по диагонали – ничего не потеряешь) и один комментарий (выбрала самый нейтральный и толковый). В обоих случаях орфография оригинала. «Дорогие братья и сестры! В эти сложные для всех нас дни, как служители Русской Православной Церкви, мы не можем оставаться в стороне. Братия монастыря с первых дней смуты, встала на молитвенное стояние против смут и нестроений, против войны, за мир и Божию защиту нашего города и страны. Как можем, мы оказываем и материальную и духовную помощь защитникам нашего города. Но, в первую очередь, как люди, посвятившие себя Богу, хотели бы показать первопричину наших бед и страданий. Мы служим и живем в монастыре священномученника Климента Римского, покровителя не только нашего города, но всех славян, небесного покровителя Руси, мощами которого была крещена Русь, и утвердился наш язык. На многие вопросы, которые сейчас стоят перед нами, мы найдем ответы в его послании: Что же произошло с нами? Мы стали забывать Бога! Его благое попечение о нас мы стали приписывать своим заслугам. В наши сердца закралась жажда сребролюбия, как корень всех зол. Чужие проблемы перестали нас волновать. Мы не слушаем свою совесть, скрываясь за словами – «меня это не касается», «ничего личного, бизнес» и т.д. «А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор… .Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших.»(свмч.Климент, первый век) Сейчас большая часть жителей Севастополя охвачена патриотическим подъемом, другая часть находится в нерешительности, кто-то просто боится, кто-то думает, что происходящее его не касается. Но всем нам нужен мир! Нужно воспитывать детей, заботиться о старших, строить, а не разрушать, творить добро, а не сеять зло, рожать детей, а не убивать их! Но, самое главное, это не забывать слова Господа нашего Иисуса Христа: «…ибо без Меня не можете делать ничего» (от Иоанна гл.15). Братия монастыря призывает всех православных христиан города, даже тех, кто «просто был» крещен, но еще не сделал первого шага к Богу, к молитвенному стоянию, через ежедневное чтение «Покаянного канона к Господу нашему Иисусу Христу», до самой Светлой Пасхи Христовой! С твердой верой в милосердие Божие и Любовью во Христе! Наместник монастыря игумен Орест со братией». Комментарий. «Текст послания опоздал, как минимум, недели на две. Да и потом, очень уж слова "сырые". Только что прошел многотысячный общегородской молебен на площади Нахимова, каждый день совершается крестный ход. Севастопольское благочиние без устали окормляет верующих города. Нет, мы не забываем Бога. Но мы не ограничиваемся молитвенным стоянием, а, раскаиваясь в грехах, действуем. Хотелось бы увидеть и услышать слово настоятеля Инкерманского монастыря митрополита Лазаря. И вообще, в Прощенное воскресенье было бы уместно начать обращение со слов: "Простите нас, грешных"». Послание, увы, – ни о чем. Из серии «Миру – мир». К сожалению, послание довольно типичное для современной нашей Церкви: в ответственный момент – либо молчание, либо вот такое размытое, неоформленное облако, из которого во все стороны торчат, создавая впечатление металлолома или макулатуры, хорошие цитаты. В момент, когда людям хочется услышать твердую и ясную позицию Церкви (или хотя бы каких-то авторитетных церковных деятелей), эти люди получают вот такое аморфное и действительно запоздалое послание. Именно поэтому данный комментарий (умный, спокойный и сдержанный) оказался самым мирным. Остальные, увы, повоинственней. И это закономерно: молчание и невнятность отталкивают людей. Нет, ясный же, конечно, перец – все мы хотим мира. Но в истории всякое случается. Тут-то и появилась мысль вспомнить, а как же поступали святые – наши, русские – в переломные ее моменты? Как у них с патриотизмом было? Если получение статуса святости (канонизация) – это, по сути, акт, которым Церковь указывает нам, на кого равняться, кто может служить примером для «простого православного», то лучше всего и будет рассмотреть, как обстояли дела с патриотизмом у русских святых. 1380ый год. Прп. Сергий Радонежский не только благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем, но и посылает с князем двух своих иноков (ранее они были воинами) – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Вдумайтесь только! Прп. Сергий не бормочет невнятных слов о мире всему миру, не призывает к дипломатическим способам решения конфликта – нет! Он благословляет на сражение! А что такое сражение? Это – смерть, это кровь, это чудовищные раны, это и возможность потерпеть поражение, в том числе! Патриотизм? Да!! Причем ясный и простой. Но давайте взглянем на еще более парадоксальный пример любви к Родине – Пересвет и Ослябя. Да, они когда-то были воинами, но – ушли в монастырь (со всеми вытекающими отсюда последствиями). И вдруг им, монахам, приходится вновь брать меч в руки и – погибнуть в битве. Монах и война – невозможно, невероятно?! Однако что говорит нам Церковь? Разве говорит она, что они поступили плохо, нарушили обеты, вернулись к «кровавому ремеслу»? Нет!! Церковь – канонизирует их!! Давайте прочитаем слова тропаря преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе (20 сентября н. ст.): «Вóини христолюˊбивии, страдáльцы послушáния прехвáльнии, Алексáндре дѝвный, Пересвѐте, и Андрѐе, Ослябя именýемый, Сѐргия игýмена благодáтнии наслѐдницы, Куликóвския брáни рáтницы духóвнии, вы бо змия агáрянского победѝсте, но и нас своѝм заступлѐнием не остáвисте, телáми в хрáме Рождествá Богорóдицы почивáете, душѐю в превыˊшнем селѐнии пребывáете. Молѝте за весь род Рýсский правослáвный, преподóбнии срóдницы нáши». Патриотизм? Да!! И еще какой!! Хорошо, вы скажете, что все это происходило 600 лет назад – люди другие были, мир другой. Поэтому упоминать патриарха Ермогена, находившегося в заточении в захваченном поляками Кремле и рассылавшего письма с воззванием к сопротивлению врагу, не буду – Смутное время тоже ведь не вчера было. А что если подобраться поближе, а?.. Ну вот хоть к XIX веку. Тут мы столкнемся с таким невероятным, необъяснимым патриотизмом самого, пожалуй, нестандартного русского святого, что можно только ахнуть от изумления. Свт. Игнатий Брянчанинов… Вот уж кто в привычную схему святости не укладывается так не укладывается!! Мы все читаем-читаем, читаем-читаем: духовная жизнь, духовная жизнь… А что это такое – вот эта самая духовная жизнь?! Именно благодаря свт. Игнатию я однажды поняла, что я ничегошеньки, ни капелючешки, ни самой наималюсенькой гугусечки не знаю, что такое духовная жизнь. Для меня это – как зеленый цвет для слепого. Или красный. Или фиолетовый. Почему свт. Игнатий резко не такой, как все? Дворянин, хорошее образование, умный, проницательный, природный талант к языкам… Да, да, все это так, но это не главное. А что главное? Может быть, этот святой изумляет своей непохожестью на других потому, что весь акцент перенес с внешнего аскетизма, с внешних телесных подвигов внутрь?.. И вот «подозревать» такого изысканного в своем роде святого – в патриотизме?.. Ну как-то не вяжется, а?.. Однако откроем его письмо к П.С. Нахимову от 01.02.1854, т.е. в период Русско-турецкой войны: «Снисшел некогда Ангел Господень в войско фараона, дерзнувшее пуститься по дну расступившегося моря вслед за Израильтянами, помрачил взоры Египтян, связал колесницы их невидимою силою, потопил врагов народа Божия водами, возвратившимися в свое ложе, так и ныне да снидет Святитель Митрофан с ликом прочих Святых земли Русской, всегда отличавшихся любовию к отечеству, да снидет к флотам иноплеменников, да свяжет и оцепенит машины, на которые они уповают, да потемнит их умы, да расслабит ноги и руки их, а Вам да дарует победу, которую вселенная принуждена будет провозгласить чудом. Черное море, море, вскипевшее под ладьями наших предков, когда они, будучи идолопоклонниками, покусились воевать против православного Цареграда, теперь воздвигни столь же справедливо гневные волны, устреми их против колоссальных машин Европы, скопившихся на водах твоих для поддержания тяжкого ига, под которым стонет православие Цареграда, порабощенного последователями Магомета. С нами Бог! разумейте, языцы, и покоряйтеся. Вы надеетесь на множество тленной мудрости Вашей и потому поучаетесь тщетно, начинаете начинание несбыточное. Царь наш и мы уповаем на Господа и силою веры нашей пребудем непоколебимы. Нам пошлется помощь от Святаго и заступление от Сиона. Живый на Небесех посмеется ухищрениям врагов наших, Господь поругается им. Он возглаголет к ним гневом и яростию Своею сметет их. Они падут, а мы восторжествуем. Господи! спаси Русского Царя и воинство его и услышь всю Россию, молитвенно вопиющую к Тебе о них и призывающую Твою страшную и непобедимую силу на несчестивых врагов своих»[1]. В письмах же к Н.Н. Муравьеву-Карскому столько строк, посвященных патриотизму, что и выбрать для цитирования трудно. Ну вот хоть отсюда возьмем: «Вся Малая Азия может подняться по призыву Вашему против врагов человечества (здесь и далее выделено мною) – Англичан и временных их союзников, вечных врагов их, ветреных Французов; влияние России на Востоке, потрясенное на минуту и то единство в мнении Европейских народов, восстанавливается в новом величии, в новой грозе, грозе благотворной»[2]. (От 06.12.1855, после взятия Муравьевым Карса). Хотя я все так же никак рационально объяснить связь христианства с патриотизмом не могу, однако из всего вышеперечисленного вижу: русские святые были не просто патриотами, но патриотами в квадрате, в кубе, в 4ой степени! Такое впечатление, что они и не задавались вопросом теоретической связи патриотизма с христианством – патриотизм был им имманентно присущ. Как говорится, само собой. Похоже, они просто видели, просто знали, что патриотизм есть благо, – знали и видели не умом и не глазами, а чем-то еще. Это и есть то самое опытное знание, которое позволяет нам утверждать без всяких ссылок на длину волны и прочую эквилибристику: «Я знаю, что такое зеленый цвет». Вот именно так и русские святые знали, что такое патриотизм, причем патриотизм, незыблемо вписанный в православное миросозерцание. Уместным кажется вспомнить здесь и о свт. Николае Японском, который во время Русско-японской войны, сам молясь о победе русской армии, благословлял свою японскую паству молиться о победе Японии!! Вот вам ярчайший пример патриотизма, не приправленного заклинаниями о мире всему миру, о братстве и т.д. Для православных японцев русские православные воины были тоже братьями по вере, однако молиться – за Японию, за свою Родину. Конечно, вы скажете: «Легко было прп. Сергию благословлять Дмитрия Донского на борьбу с нехристями-монголами, а свт. Игнатию говорить о победе русских над нехристями-турками». Но в том то и дело, что наши братья – все, все люди без исключения!! Независимо от веры!! С такой точки зрения турок, монгол, поляк, украинец или вот хоть пресловутый американский негр (пусть даже и с говорящим именем Барак) – одинаково нам брат!! И если мы станем хлопать крыльями и взывать: «Нельзя стрелять в братьев!», то надо довести это до логического конца: «Нельзя защищать свою Родину!» Любой здравомыслящий человек понимает, что войны надо избежать. И точно так же понимает, что есть моменты, когда война неизбежна. Именно поэтому так хотелось услышать позицию церкви. Да, понятно, сложное дело – открыто выступить в поддержку Путина: варвары Майдана не погнушаются захватить монастыри и храмы РПЦ на Украине. Но ведь если они их все равно захватят – не сейчас, так через полгода? Какой смысл молчать? 10-17 марта 2014 [1] Полное собрание писем свт. Игнатия Брянчанинова, М, Паломник, 2011, т. III, стр. 318-319 [2] Указанное сочинение, стр. 280 К оглавлению раздела... | |
© 2012 Duchonovo.ru | Дизайн и программирование: Freedom Studio |